Елена Янкович, фотограф, порадовавшая нас танцевальными фотографиями и арт-проектом Rave Cat
Опубликовано: 07.10.2023
Елена Янкович, фотограф, порадовавшая нас танцевальными фотографиями и арт-проектом Rave Cat
Елена Янкович — чрезвычайно талантливый и разносторонний фотограф. Наверное, нет такого жанра, в котором она еще не пробовала свои силы и в котором не преуспела. Однако в ее творчестве выделяются экспериментальная, модная и документальная фотография, в частности, фотографии, показывающие театр, танцоров и танец, которые, по ее словам, являются ее самым большим источником вдохновения. Елена фиксирует тела в движении в нужный момент, создавая атмосферные фотографии, которые всегда кажутся несколько мистичными и вызывают эмоции, с неподдельной художественной атмосферой.
Фотограф из Белграда, имеющий адрес в Загребе, получила множество международных наград за свои работы, выставленные на многих групповых и персональных выставках от Белграда и Загреба, через Будапешт и вплоть до Москвы, Тбилиси, Грузии и Лагоса, Нигерия. фотографии были опубликованы во многих престижных изданиях, таких как Rolling Stone, National Geographic, Der Spiegel, Professional Photographer, ELLE и многих других. В 2018 году она опубликовала свою первую монографию «Коло: 70 лет спустя», в которой представила традиционные сербские танцы, а что еще больше порадовало нас в ее творчестве, так это арт-проект «Рейв-кот», в котором она сочетает фотографию и трафаретную печать.
СУДЬЯ ПО ВАШЕМУ ПОРТФОЛИО, ВЫ ПРОБОВАЛИ СЕБЯ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ ФОТОГРАФИИ, НО Я ДОЛЖЕН ВАС СПРОСИТЬ, КОГДА И КАК ВООБЩЕ НАЧИНАЛСЯ ВАШ ПУТЬ? ЧТО ВАС ПРИВЛЕКАЕТ ФОТОГРАФИЯ?
Это путешествие довольно интересное, совсем не простое, наполненное исконным желанием и волей к творчеству. С фотографией я решился поздно. Мне было 25 лет, я окончил колледж, не имеющий никакого отношения к искусству или фотографии. Пока я готовил дипломную работу, были сделаны мои первые фотографии. Именно тогда я понял, что могу выразить себя через фотографию и что это та профессия, которой я хочу посвятить себя. Понятно, что в этом решении взяло верх безумие, поскольку в тот момент у меня не было ни фотоаппарата, ни компьютера. Аппарат я одолжил в начале, пока не собрал первые деньги на оборудование. С самого начала я делал фотографии, которые не нуждались в коррекции в фотошопе, потому что мне негде было их исправлять. Сегодня я понимаю, что это был отличный тренинг. Поскольку у меня дислексия, фотография была единственным средством, с помощью которого я мог выражать себя и творить, не прикрываясь этим. Дислексия вызвала массу проблем в моем взрослении, образовании и понимании мира. Вот почему фотография для меня очень интимна и особенна. Если бы не фотография, я не знаю, где бы я была сегодня и чем бы занималась. Фотография для меня олицетворяет жизнь, и я полностью ей посвящаю себя.
ВЫ РОДИЛИСЬ В БЕЛГРАДЕ, НО НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ЖИЛИ В ЗАГРЕБЕ. ТАК ЧТО ВАС ПРИВЕЛИ К НАМ? НАСКОЛЬКО НАША СЦЕНА ОТ БЕЛГРАДСКОЙ?
Я родился и вырос в Белграде, а любовь привела меня в Загреб. Сегодня я работаю в обоих городах, а в Загребе активно сотрудничаю с Загребским танцевальным ансамблем и прекрасной командой агентства 404. Я рад возможности сотрудничества во всем регионе. Я никогда не сравнивал эти две сцены, потому что по сути они очень похожи, но с разной энергетикой. Это то самое неудачное культурное пространство, в котором есть сильные авторы, научившиеся малым трудом давать многое. Жизнь в этих краях научила нас управлять, импровизировать и творить, даже когда у нас нет для этого условий.
ТАНЕЦ И ТЕАТР ОСОБЕННО ПРИВЛЕКАЮТ ВАС, ЧТО В НИХ ТАКОГО ОСОБЕННОГО?
Танец — мое самое большое вдохновение. С танцем я познакомилась в театре и влюбилась. Театр – живой организм, особенный, вдохновляющий, полный эмоций, импровизации, безумия и творчества. В нем есть особая свобода, энергия момента, которую может уловить фотография. Я восхищаюсь танцорами. Я знаю, что значит жизнь танцора, какую физическую боль он терпит и как сильно он любит свою работу. Через движение вы рассказываете истории без слов, вы вызываете эмоции. В исполняемой хореографии заключена вся жизнь. Танец универсален для всех. Мы танцуем, когда находимся в клубе, когда празднуем, когда нам грустно, танцы — это часть каждого из нас и нашей жизни. Театральная фотография — одна из самых сложных в работе, потому что она требует точности, скорости и адаптации к обстоятельствам, которые могут оказаться совсем не простыми. Благодаря театру и фестивалю «Битеф» у меня была возможность работать с величайшими артистами, хореографами и режиссерами мира, от которых я многому научился. Это была отличная база и подготовка для других областей, в которых я работаю сегодня, таких как мода или мои собственные художественные проекты.
2018. ВЫ ИЗДАЛИ МОНОГРАФИЮ «КОЛО: 70 ЛЕТ СПУСТЯ», О ЧЕМ ЭТО?
Я следил за работой ансамбля КОЛО в течение четырех лет, и в сотрудничестве с ними была опубликована фотомонография, в которой традиционный танец прославляется в современном подходе. Все эти четыре года я был частью ансамбля, сопровождая их на всех гастролях, чтобы в полной мере прочувствовать их жизнь и образ работы. Я записал моменты, которые зрители никогда раньше не имели возможности увидеть. У меня была автономия и свобода творить, я искал новые ракурсы, перспективы и детали. Раньше я никогда не имел дела с традиционным танцем, и благодаря этому сотрудничеству я открыл для себя красоту народных танцев. Все, что мы делали, имело большое влияние на весь регион, и эта книга завершила период моего совместного творчества.
ЭТОТ ВОПРОС МНЕ, НАВЕРНО, ДОЛЖНО ЗАДАТЬ КАЖДОМУ ФОТОГРАФУ, С КОТОРЫМ Я РАЗГОВОРИВАЮ, И ТОЖЕ СПРОСЮ ВАС. ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДЕЛАЕТ ФОТОГРАФИЮ ХОРОШЕЙ? ЭТО ТЕХНИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО, КАДР, ЦВЕТА ИЛИ ИСТОРИЯ, КОТОРАЯ ОНА РАССКАЗЫВАЕТ, ЭМОЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ОНА?
Хорошая фотография для меня — как спелый плод шиповника. Когда вы открываете его, вы слышите, как он трескается, чувствуете сильный запах и видите, как содержимое наполняется. Фотография должна ощущаться точно так же, когда смотришь на нее. Техническая часть может помочь, но она не принципиальна, важны эмоции.
ЧТО МНЕ ОСОБЕННО ИНТЕРЕСНО, ЭТО ВАШ АРТ-ПРОЕКТ «RAVE CAT». ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ИДЕЯ И ЧТО СОЗДАЛ RAVE CAT?
Rave Cat — проект, над которым я работаю несколько лет, это мое пространство для свободы и игры, сочетание фотографии и трафаретной печати. Он был создан как эксперимент по проверке идентичности путем фотографирования портретов. В основном это портреты на заказ для коммерческих целей или нужд друзей. Правило проекта — лиц нет, их у всех отобрали. Идея проекта возникла во время фотосессии, когда девушка постоянно спрашивала, хорошо ли она выглядит на фото. Все остальное для нее не имело значения. Помню только, что во время съемок я увидел кота, стоящего на голове и теряющего свою индивидуальность по цветам. Как только я вернулся домой, я нарисовал сцену, и так родился Rave Cat. Рэйв Кэт бесстрашна, ее жизнь — танцы, и она никогда не спит. Будьте осторожны, это может коснуться и вас! 🙂
ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ ПОСЛЕДНИЕ ДНИ? МОЖЕМ ЛИ МЫ СКОРО ОЖИДАТЬ ВАШУ ВЫСТАВКУ В ЗАГРЕБЕ? ЭТО БЫЛО КЛАССНО.
Я всегда говорю, что день слишком короток для всего происходящего и для тех дел, которые я хочу реализовать. Я только заканчиваю проект с танцевальной труппой Hungry Sharks из Вены, с которой у меня прекрасное сотрудничество уже несколько лет. Я работаю с Музеем африканского искусства в Белграде над интересным проектом. Я планирую поездку в Нью-Йорк по делам, и в этом году меня ждет много прекрасных вещей. Что касается выставки, то последняя была в Загребе в Ботаничаре. Я представил проект «8. килька», и я должен признать, что это одна из моих любимых выставок, которые я когда-либо видел. К концу года готовится новая выставка, но подробнее о ней мы поговорим, когда придет время.